Быстрое меню
Заказать звонок
Оставить заявку
  • Москва
  • Санкт-Петербург
с 9:00 до 19:00
  • Москва
  • Санкт-Петербург
Многоканальный
с 9:00 до 19:00
без перерывов и выходных
Оставить заявку

Установка бортового камня: обязательно или нет?

Необходимость установки бортового камня не всегда очевидна для владельцев загородных участков. Часто заказчики просят произвести мощения совсем без фиксации крайнего ряда покрытия, полагая, что это лишняя трата денег. Попробуем разобраться, так ли это.

Сначала выясним, как укладывается плитка

Тротуарная плитка, в отличии от, например, уличного керамогранита, обладает толщиной, сопоставимой с длиной и шириной. Такая конфигурация требует особенной укладки, а именно - на сухую песчано-цементную смесь. Тротуарная плитка (за редким исключением, о котором ниже) не кладется на плиточный клей или раствор. Конструкция плиточного покрытия «встает» две-три недели после укладки, и в этот период допустимы небольшие вертикальные подвижки плитки. Кроме того, гладкая бетонная поверхность плитки не дает достаточной адгезии при использовании клея.

Швы между плитками также не фиксируются жестко клеем или раствором, а заметаются песком или сухой цементно-песчаной смесью. Это позволяет происходить небольшим подвижкам в период осадки конструкции.

Таким образом, тротуарная плитка – это не кусок монолита, а конструкция с ограниченной подвижностью.

Какие нагрузки действуют на плитку?

Нагрузки на плиткуСамые очевидные нагрузки на плитку возникают при движении пешеходов или транспорта (смотря, где уложена). Это вертикальное давление сверху вниз, которое плитка передает на нижележащие слои основания. Толщина плитки обуславливает ее прочность на сжатие, поэтому на парковках рекомендуется использовать плитку не тоньше, чем 6 см.

Второй тип нагрузки, который испытывает плиточное покрытие, это деформации при пучении грунта. Это давление может быть направлено снизу вверх или по касательной. Именно такие боковые подвижки в основании приводят к горизонтальным смещениям отдельных плиточек. Каждая плиточка передает нагрузку на соседнюю за счет того, что имеет толщину, а значит - площадь соприкосновения с соседними. Так нагрузка доходит до края покрытия и тут очень важно, куда передается нагрузка: в пустоту или в замок? Если замка нет (или он плохо сделан!), то плитка начинает сдвигаться, образуется щель. Далее, например после обильных осадков, происходит подмыв и более масштабное расползание края покрытия, требующее ремонта.

Однозначно при укладке тротуарной плитки край покрытия должен быть зафиксирован! Но чем?

Из чего можно сделать замок для плитки?

Распространено 4 вида фиксации крайнего ряда плитки:

Замок для плитки из бортового камня1) Бортовой камень. Это самый популярный и самый надежный способ фиксации плитки. Бортовой камень устаналивается до укладки основного покрытия и имеет собственный «фундамент» в виде бетонного стакана. Это самый надежный упор для плиточного покрытия, который прослужит долгие года. К минуса бортового камня можно отнести сложность, а значит существенную цену его установки, не считая покупки и доставки бетонного изделия.

В загородном благоустройстве используется бордюрный камень с поперечными размерами 200*80 мм. Он одинаково хорош для установки вдоль дорожек и вдоль парковки. Там, где интенсивность движения выше и возможен проезд грузовых автомобилей требуется установка дорожного борта высотой 300 мм. Обычно это общественные территории и улицы в коттеджных поселках.

Особенности замка для плитки из бортового камня:

надежная фиксация на много лет;
эстетическая завершенность кромки покрытия;
стоимость изделия и установки.

Замок для плитки из фальшборта

2) Фальшборт из бетона. Речь идет о фиксации крайнего ряда плитки цементным раствором. Наиболее часто такой способ встречается при укладке тротуарной плитки на жесткое бетонной основание. Крайний ряд плитки укладывается также на цементный раствор (вопреки обычаям), а торец покрытия обмазывается раствором на конус, формируется так называемый фальшборт. Для его упрочнения разумно вставить в раствор вдоль кромки стеклопластиковую арматуру, особенно если борт идет по кривой. По возможности цементный замок присыпается грунтом и становится невидимым. Если плитка на бетонном основании, то такой способ допустим, но на нежестком основании вызывает вопрос своей надежность. Скорее всего со временем раствор растрескается и плитка начнет «гулять».

Особенности замка для плитки из фальшборта:

низкая стоимость относительно бортового камня;
быстрота выполнения;
требует бетонного основания под плиткой, иначе быстро разрушится.

Замок для плитки из пластиковой бордюрной ленты

3) Пластиковый бордюр. Это полимерный уголок различной высоты (под плитку 40, 60 и 80 мм) длиной 1 метр. По аналогии с бортовым камнем устанавливается до укладки плитки вдоль будущей кромки покрытия. Фиксация бордюра между собой происходит защелкой «шип-паз», а к основанию за счет специальных пластиковых шпилек или обычный гвоздей 200 мм, вбиваемых в уплотненный грунт. Данный способ фиксации можно считать облегченным, а сам бордюр пригодным для установки на садовых дорожках с нежестким основанием. При наезде легкового автомобиля на бордюрную ленту, имеющую толщину всего 5 мм, может произойти деформация и сдвиг крайнего ряда плитки. Аналогичные деформации возможны при пучении грунта, ведь пластиковая бордюрная лента зафиксирована очень условно. Однако, невысокая стоимость и простота установки дают право на использование этого замка в определенных условиях. Вопрос эстетики в данном случае не встает, так как пластиковый бордюр полностью скрывается плиткой и подсыпкой грунта.

Особенности замка для плитки из пластиковой бордюрной ленты:

стоимость чуть ниже, чем у бортового камня
быстрота и простота установки
низкая надежность

Выводы о необходимости бортового камня при укладке тротуарной плитки.

Для боковой фиксации плитки однозначно нужен замок, воспринимающий боковое давление.

Если плитка укладывается на бетонное основание, то можно существенно сэкономить и не ставить бортовой камень, ограничившись бетонным фальшбортом.

Укладка плитки на песчано-гравийном основании обязывает использовать физический замок. И если для садовой дорожки будет достаточно пластикового бордюра, то для основных дорожек и парковки на загородном участке наличие бортового камня - обязательное условие.

Только бетонный бордюр позволит сохранить форму покрытия и обеспечить долгий срок эксплуатации покрытия из тротуарной плитки!

Стоимость фиксации тротуарной плитки силами наших мастеров указана ниже:

Тип замка

Ед. изм.

Расценка на работу, руб

Крепление пластикового бордюра для плитки

пог.м.

200

Изготовление фальшборта из раствора

пог.м.

250

Установка бортового камня

пог.м

450

Более подробно про способы укладки плитки, виды оснований и стоимость работ читайте тут.